Вернуться к обычному виду

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Логотип Спецкомбинат ритуальных услуг

городского округа Тольятти

официальный сайт

Мы на связи
24 часа в сутки:
(8482) 28-33-23, 22-56-93

Организовано:
в 1978 г.

Учредитель:
Мэрия г.о. Тольятти.

Директор:
Любавин Павел Владимирович

Виды кладбищ и захоронений

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ

Над холмом во­дружён деревянный, выполненный из цельного ствола, крест с голубцом — крышей, защищающий дерево от гниения. На надмогильном кресте всегда имеется углубление-ковчег для медного крестика.

Существовала дифференциация по причине смерти — некрещёные младенцы, утопленники, те, кто умер не настоящей смертью — то есть самоубийцы. Их хоронили на особых участках, в стороне от всех.

Перед похоронами у старообрядцев существует обряд обноса покойного вокруг дома, а священника - вокруг храма. Гроб несут не на руках, а на полотенцах. В остальном же тради­ции мало отличаются от других христиан.

Караимские и иудейские

Несмотря на разницу, существующую между этими двумя религиями (караимы признают закон Моисея, но отверга­ют Талмуд) кладбищенские участки двум религиозным общи­нам, выдавали в совместное пользование. Общины уже сами производили размежевание земель.

Цветов и трав на могилах специально не высаживают, поскольку обеими религиями это не приветствуется.

Вырытую могилу желательно обложить кирпичом. После по­хорон над могилой вертикально устанавливают только над­гробную плиту с именем усопшего. По периметру плиту может украшать растительный или геометрический орнаменты, а на самом верху плиты помещают рельефное изображение звезды Давида. По бокам от неё могут изобразить свитки Торы и скрижали Моисея. Изображать какие-либо языческие символы - животных, людей, различных существ - строжайше запре­щено.

Гулять по кладбищу, собирать или приносить цветы, вести светские беседы, что-либо брать с могил крайне не реко­мендуется. По субботам ходить на эти кладбища не принято.

Мусульманские

Могила копается по размеру покойни­ка, глубиной в его рост (для этого имеется измерительный шест, который после похорон втыкается тут же в землю). Лэхет делается с правой стороны. Готовая могила никогда не оставляется пустой: либо возле неё кто-то дежурит, либо в нее опускают железо - лом, лопату. Для того, чтобы поло­жить покойного в нишу, в могилу спускаются трое ближайших родственников. Покойного опускают на трёх полотенцах. На­ходящиеся в могиле выходят из неё, опоясанные ими. После отверстие ниши заделывают камышом или соломой; кирпичом- сырцом или обожжённым. В Чувашии и Татарстане покойного не сажают в нишу, а кладут на правый бок, лицом к Мекке. Могильные знаки у мусульман устанавливаются у изголовья. В разных районах страны они могут существенно отличатся друг от друга. Это могут быть плиты, мавзолеи (над могилами героев), обелиски. До середины XX века не было традиции ставить могильных оград. Теперь же, внутри ограды, возле могилы оставляют запасное место для спутника жизни.

Цыганские

Цыгане на большей части территории России исповедуют христианство, в основном, православие. Но в обрядах за­хоронения существуют и свои традиции. Так, считается хорошо, если цыган будет похоронен возле дороги, или если могила будет обращена к ней.

Христианские православные

Могила в православной вере — это место будущего вос­кресения, поэтому соблюдение её в порядке и чистоте обязательно. Символом бессмертия и воскресения является крест, водруженный в землю и устремлённый в небо. Этим он знаменует то, что хотя тело усопшего находится в земле, душа его на небе. Крест ставят таким образом, чтобы распятие было обращено к лицу покойного человека.

Кладбище — это Божие поле. Опускается тело усопшего в мо­гилу, как зерно на пашню, рассыпается в прах, чтобы восстать в славе. Поэтому бессмысленно чрезмерно скорбеть у гроба. «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт... Сеется в тлении, восстанет в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе» (1 Кор. 15, 36—43). «Восстанет для того, что­бы наследовать жизнь вечную, которая настолько прекрасна и непохожа на земную жизнь, что человек и не в состоянии даже приблизительно представить себе её красот и выразить их своим языком» (2 Кор. XII, 4).

Итак, для верующего христианина нет мрака смерти, нет в сущности и смерти, а лишь упокоение, или успение в надежде прекрасного утра воскресения.

Могила для православного христианина является земляной по­стелью, где он ожидает всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Поэтому во время опускания гроба с телом в могилу пришедшие трижды поют: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Все пришедшие на погре­бение перед закрытием могилы бросают в неё по комку земли. Это действие символизирует слова Бога: «Земля еси — и в землю отыдеши» (Быт. 3,19).

Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернить: разорить, распахать, а тем более раскопать, чтобы украсть из неё сохранившиеся вещи. Запре­щается также забирать венки, лампады оставленные на могиле. Не допустимо также превращать могилы в мусорные свалки, в том числе бросать на них землю при выкапывании новой могилы.

Церковь не запрещает умеренного плача по усопшим, но она не допускает непристойных проявлений скорби на кладбище, свойственных язычникам. Громкие стенания, разрывание на себе одежды не свойственны православным христианам, воз­лагающим своё упование на Промысл Божий

Лютеранские и католические

Над могильным холмиком у ног усопшего устанавливает­ся четырёхугольный Крест или памятник с изображением Креста. Изображение на памятнике обращено к лицу покойно­го. Памятник может устанавливаться в ногах в случае обще­го захоронения с усопшим другого вероисповедания. Могила может обноситься оградкой. Может быть установлена скамья. Стол не устанавливается.


Возврат к списку