Вернуться к обычному виду

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Логотип Спецкомбинат ритуальных услуг

городского округа Тольятти

официальный сайт

Мы на связи
24 часа в сутки:
(8482) 224-224

Организовано:
в 1978 г.

Учредитель:
Мэрия г.о. Тольятти.

Директор:
Любавин Павел Владимирович

Похоронное обслуживание и государство

История похоронного обслуживания

В XX-XXI веках ритуальное обслуживание в России, устройство некрополей, вся производственная база, традиции претерпели колоссальные изменения. Но, как и два века назад, к началу 1900 года, ритуальное обслуживание в нашей стране находиться под строгим надзором государства, которое обязано своими правовыми актами регулировать порядок захоронений. Их безопасность для населения, соблюдение экологических норм при кремации, захоронениях, производстве ритуальных предметов.

До времен правления Петра I устройством кладбищ и ритуальным обслуживанием занимались Церковь и другие религиозные общины. А также общины, на территориях которых находились кладбища. И общество, и государство относились к этой стороне жизни общества с должным уважением. При закрытии старых кладбищ, что бывало крайне редко, останки переносили на новое место.

Изготовлением ритуальных принадлежностей – гробовых колод, саванов, надгробий и т.д. – занимались ремесленники. Притом некоторые из них специализировались только на этом и передавали свое дело из поколения в поколение.

Коренной перелом произошел с начала VIII века, когда царь-реформатор Петр I, изменявший всю жизнь страны, занялся и кладбищами. По образцу Европы их надо было устраивать не у приходских храмов, как ранее, а за городом, в сухих местах. Старые же предписывалось закрывать. Петр, со свойственным ему рационализмом, предписывал камень с могил использовать «на всякое строение», он же в целях сбережения лесов запретил выдалбливать гробовые колоды, а ввел делать гробы из пиленых досок.

Кладбищами по-прежнему ведала Церковь – Святейший синод. Он выпускал указы для епархий. Вед разбирательства дел, следил за точным соблюдением правил похорон. У других религиозных конфессий этим занимались специально созданные духовные управления или национальные общины. Законы о создании кладбищ, санитарные требования к похоронному делу, разбирательства и тяжбы, многие другие вопросы решал правительствующий сенат – высший законодательный и судебный орган империи.

Петр ввел и светский ритуал при погребении: для военных и государственных деятелей похороны устраивались по особым церемониальным правилам, с почетным караулом, духовым оркестром, прощальным салютом. Тело стали носить не на руках или перевозить на санях. А водружали на катафалк (колесницу). Но все это было лишь поверхностное перенимание европейских обычаев.

Поводом к этому послужили перегруженность старинных кладбищ в городах и война с Турцией, вызвавшая эпидемию чумы в 1770-1771 годах. Умерших было так много, что для их захоронения отводили землю за чертой городов. Так возникали кладбища, или действительно «города мертвых» - некрополи во всех уголках нашей страны. Новые кладбища были обустроены по европейскому, а вернее классическому, образцу: геометрическая планировка, ровные дорожки и аллеи, колодцы или фонтаны, туалеты. При входе на кладбище традиционно строили богадельни и дома служителей. Обязательно возводили храм или часовню.

Кладбища, уход за ними, выдача разрешений на погребение, оставались в ведении местных духовных властей. Но кладбищенская земля уже принадлежала обществу – городскому или сельскому (если только кладбище не было монастырским). Доход от погребений шел на содержание кладбищенского персонала и самой территории. Оказанием материальной помощи неимущим при похоронах в одних городах России занималось духовенство, а в других – светские власти.

Устройство, планировка кладбищ. Их расширение и прочие организационные вопросы были в ведении местных губернаторов, в по сути – служащих Министерства внутренних дел, каковыми являлись губернаторы. На имя губернатора направлялись разные спорные вопросы, просьбы о прирезке земли, охране. Он же рассматривал и отсылал в МВД на окончательное утверждение проекты кладбищенских попечительств. Министерство внутренних дел отсылало на утверждение в сенат законы по охране кладбищ, их санитарной безопасности. Ремесленная управа каждого отдельного города ведала выдачей разрешений на изготовление ритуальных принадлежностей.

К середине XIX века стало ясно, что духовные власти мало пекутся о порядках на некрополях, и большая часть забот ложится на владельцев кладбищенской земли – городские власти: думу и управу. Для помощи в деле надсмотра за старыми и большими некрополями с середины XIX века стали возникать кладбищенские попечительства, занимающиеся сбором средств и обустройством некрополей. Эти попечительства брали на себя часть функций духовного ведомства: уборку территорий, оплату работы служащих, выдачу вместе с духовенством разрешения на захоронение. Попечительства действовали и как похоронные агентства, беря на себя все хлопоты по устройству похорон.

Захоронения на дореволюционных кладбищах проводились по 7 рядам, нижний из которых – 7й – отводился бездомным и нищим и был бесплатным, а верхний – 1й – считался самым «престижным» и дорогим, за счет вырученных средств от захоронений по высшему разряду производились захоронения покойных из числа нищих, содержались кладбища и их обслуга. Новый поворот в ритуальном обслуживании произошел после Октябрьского 1917 года переворота. Глава правительства В.И.Ленин подписал декрет «О кладбищах и похоронах». Этим документом отныне уничтожалось деление кладбищ по вероисповеданию, а сами они передавались в ведение похоронных и ритуальных отделов при городских и районных коммунальных хозяйствах – комхозах. Церковь, отделенная от государства, более не имела права содержать некрополи. Государство монополизировало и ритуальное обслуживание. Были ликвидированы или национализированы все похоронные агентства, отменялись разряды захоронений.

Только в начале 1960-х годов, когда было создано Министер­ство жилищно-коммунального хозяйства, появилась структура, ведавшая всем ритуальным хозяйством страны. Именно этому министерству и подчинялись колхозы. Оно же вместе с МВД и Минздравом разрабатывало законы по ритуальному обслужи­ванию, санитарно-эпидемиологическим мероприятиям.

С момента создания Госстроя при нём из бывшего министерства ЖКХ было организовано управление жилищно-коммунального хозяйства. В его функции входило и ритуальное обслужива­ние.

После 1991 года ритуальное обслуживание вышло на новый уровень. Стало возможным восстановление вероисповедальных кладбищ, устройство фамильных склепов, кладбищ для домаш­них животных, взятие в аренду вновь создаваемых небольших некрополей. Благодаря новым законам стало возможным воз­никновение частных мастерских, похоронных бюро, моргов и лабораторий бальзамирования. Они стали составлять конкурен­цию госструктурам.

Тем не менее, ЖКХ сохранялось во всех городах и при сель­советах. Но из-за ослабевшего контроля многие кладбища утеряли былой вид.


Возврат к списку